Глухова Елена Игоревна

04.12.2018

Глухова Елена Игоревна

Заведующий учреждения

* Ветеран труда, нагрудный знак "Почётный работник общего образования"

ОБРАЗОВАНИЕ

Уровень образования: Высшее

Категория: Высшая

Общий стаж работы: 47 лет

Стаж работы по специальности: 20 лет

КОНТАКТНАЯ ИНФОРМАЦИЯ

Телефон: +7 (812) 706-86-41

Электронный адрес: dou038@edu-frn.spb.ru

Часы приема: Четверг с 15:00 - 17:00

Права ребенка в ДОУ.docx (скачать)
Родителям о стандарте дошкольного образования.docx (скачать)

Адаптация к детскому саду. Советы.

02.03.2020

Начало посещения детского сада для ребёнка любого возраста – сложный стрессовый период, в течение которого происходит перестройка отношений с окружающими людьми, изменение привычных форм жизни.

Вот несколько советов как сделать этот момент наименее травматичным для родителей  и для ребёнка. На протяжении всего времени посещения детского сада перед всеми нами – и родителями и педагогами – стоит самая главная задача – обеспечить внутренний комфорт ребёнка, то есть сделать так, чтоб ребёнок шёл в детский сад с радостью и удовольствием. Другими словами, у ребёнка необходимо сформировать положительную установку на детский сад, положительное отношение к нему. А кому, как ни родителям это сделать проще всего, ведь именно родители – самые близкие и значимые взрослые для ребёнка

Итак, самое главное – положительный настрой. Если верить, что детский сад – это самое лучшее место на земле для вашего ребёнка, так же будет считать и малыш, пусть даже пока на уровне внутренних ощущений. Если же у родителей возникает беспокойство по этому поводу, то малыш тоже будет беспокоиться, а это значительно затруднит процесс адаптации.

Будьте оптимистичны и заряжайте этим оптимизмом других. Поделитесь своими переживаниями с близкими и друзьями, и услышите массу историй о том, как сначала дети привыкали к садику, а спустя уже небольшое количество времени вовсе не хотели оттуда уходить, встречая маму вопросом: «Ну почему ты так рано за мной пришла?»

Ещё один важный момент: не переносите на малыша свой негативный опыт.

Постарайтесь создать благоприятный  климат в семье.

Самая большая трудность для всех – это момент расставания, который может сопровождаться  слезами, истериками, капризами. Совет здесь только один: через это надо просто пройти, если действительно нужен детский сад, а иначе не стоит и начинать. Не травите себе душу, наблюдая за площадкой из-за забора или подслушивая под дверью. Дети чаще всего быстро успокаиваются сразу после того, как мама исчезнет из поля зрения. Доверяйте специалистам, работающим в детском саду, мы всегда будем рядом и вовремя придём на помощь!

Не бойтесь плача ребёнка и ни в коем случае не ругайте его за отрицательные эмоции. Плач в данном случае, скорее «друг», а не «враг», так как он обеспечивает эмоциональную разрядку.

Будьте готовы к тому, что малыш станет пуглив. Ведь ребёнок, впервые придя в детский сад, попадая в детский коллектив, во всём видит скрытую угрозу для своего существования на свете. Малыш боится неизвестной обстановки и встречи с незнакомыми детьми, боится новых воспитателей. Тем не менее, все страхи необходимо перебороть, только в этом случае произойдёт качественный скачок  в развитии, который обеспечит переход на новый этап развития.

Ваша родительская поддержка, принятие тревог и забот ребёнка, уверенность в том, что он справиться со всеми трудностями придадут вашему малышу веру в свои силы и обеспечат необходимый эмоциональный настрой!

Для того чтобы избежать или хотя бы как-то сгладить  все эти негативные проявления, надо заранее готовить ребёнка к посещению детского сада:

- чаще гуляйте с ребёнком на детской площадке, не торопитесь вмешиваться в любой конфликт, дайте ребёнку возможность попробовать самому найти выход из ситуации, а себе – возможность гордиться своим малышом;

- ходите с ребёнком в гости и приглашайте гостей к себе, желательно с детьми разного возраста – учите малыша общаться, вместе играть, давать свои игрушки, просить чужие – показывайте, как это надо делать. Очень важно уделять внимание общению ребёнка с другими незнакомыми людьми, где средством налаживания контакта выступает игрушка, действие с предметом;

- играйте с ребёнком дома в детский сад, начиная от бытовых процессов (кормление, одевание, сон), до игр и образовательной деятельности. Роль ребёнка может выполнять сам малыш или какая-нибудь игрушка;

- расскажите ребёнку, что такое детский сад и почему Вы хотите, чтобы он, как и другие дети, тоже его посещал: «Детский сад – это красивый дом, куда мамы и папы приводят своих детей. Я хочу, чтобы ты познакомился и подружился с другими детьми…»;

- поддерживайте ребёнка в период адаптации, меньше обращайте внимания на его капризы, дарите ему своё тепло и любовь. Постарайтесь не менять ничего в жизни ребёнка в этот период;

- ежедневно общайтесь с воспитателем, но не с целью узнать, кто толкнул, кто отобрал у вашего малыша игрушку, а с целью выяснить, как Вам скорректировать свои взаимоотношения с ребёнком дома, чтобы он легче и быстрее привыкал к новым условиям жизни. Забирая малыша, не забудьте расспросить педагога о  поведении и эмоциональном состоянии вашего ребёнка. Посоветуйтесь об оптимальном графике дальнейшего посещения детского сада. Пусть воспитатель станет вашим помощником в воспитании ребёнка. А помощником он сможет стать только в том случае, если Вы будете ему доверять, а не мешать. Так, например, многие родители боятся оставить малыша одного в детском саду и проводят с ним всё время, несмотря на уговоры воспитателей успокоиться и дать ребёнку возможность остаться без мамы хотя бы на пару часов. Этим самым, сами того не ведая, они затягивают и затрудняют процесс адаптации.

Адаптация к детскому саду – это важное событие в жизни малыша и родителей, а так же педагогов. От того, насколько легко пройдёт этот период для ребёнка зависит его эмоциональное состояние, психическое здоровье. Если у Вас возникнут какие-либо вопросы, Вы всегда сможете обратиться к педагогам и специалистам нашего детского сада, и мы вместе попытаемся найти решение.

Терпения Вам и оптимизма!

 

Информационная безопасность воспитанников в ДОУ

14.12.2018

Как обеспечить информационную безопасность воспитанников?

 

В наш век развитых информационных технологий остро стоит проблема отбора информации, получаемой детьми. В связи с этим был принят Федеральный закон от 29.12.2010 № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию». Конечно, можно сказать, что современные дети гораздо быстрее усваивают информацию, ведь они с самого рождения находятся в информационной среде. Однако негативного воздействия от чрезмерного увлечения просмотра телевизора, играми на компьютерах, планшетах, мобильных телефонах, свободного доступа к сети Интернет все же оказывается слишком много для ребенка дошкольного возраста. Поэтому первостепенной ролью взрослых, в т. ч. родителей, является контроль получения ребенком информации из различных источников.

К сожалению, именно дома дети больше всего времени проводят за просмотром мультфильмов и различными играми на компьютере, планшете, мобильном телефоне. Причем содержание и количество просмотренного не всегда соответствует возрастным нормам ребенка. Наблюдая за детьми в группах, особенно после выходного дня, можно легко определить тех, кто провел все свободное время перед экраном: такие дети более эмоциональны, невнимательны на занятиях, раздражительны, неактивны, часто сонливы, интерес проявляют лишь к предложению посмотреть мультфильм, а не поиграть с другими ребятами. На прекращение просмотра мультфильма реагируют чрезмерным возмущением, злостью. Не менее печально наблюдать за отношениями родителей и детей, когда ребенок соглашается выполнить просьбу матери одеться только после обещания тут же включить на мобильном телефоне мультик или дать поиграть в игру.

В связи с этим основу деятельности по обеспечению информационной безопасности воспитанников детского сада должна составлять работа с родителями.

Рассмотрим подробнее мероприятия, направленные на родителей воспитанников.

Ø  В групповых помещениях на информационных стендах размещаются материалы по вопросам создания безопасной информационной среды для дошкольников: «Компьютер и дошкольник», «Телевизор и компьютер – вред или польза?», «Временные нормы “общения” малыша с телевизором», «Чем занять ребенка без компьютера?», «Развивающие игры – какие они?», «Зрительная гимнастика для детей между просмотрами мультфильмов», «Какие мультфильмы вредят детям?», «Вредное воздействие рекламы» и многие другие. Данная информация ежемесячно обновляется.

Ø Ежеквартально проводятся тематические беседы с родителями, напоминая о вреде чрезмерного информационного воздействия на детей. Цель таких бесед, как и информации на стендах, – не только напомнить родителям о негативном воздействии, но и рассказать о способах замены компьютерных игр и телепередач. Причем важно не запрещать родителям показывать детям мультфильмы или давать доступ к компьютерным играм, а рассказать, какие из них рекомендованы детям того или иного дошкольного возраста и будут способствовать их развитию.

Ø Зачастую родителям проще включить игру на мобильном телефоне, чем подобрать новый «ключик» к своему ребенку. Для предупреждения таких ситуаций педагог-психолог проводит с родителями встречи, мини-тренинги, направленные на профилактику стресса у родителей, оказание помощи в установлении контакта с детьми.

Ø Кроме того, на официальном сайте детского сада необходимо размещать полезные для родителей статьи об информационной безопасности дошкольников.

Ø Не менее важной является работа со всей семьей (одновременно с родителями и детьми). Для этого в ДОУ рекомендовано регулярно проводить разнообразные тренинги, семейные конкурсы, творческие вечера для воспитанников и их родителей. Такие мероприятия помогают укрепить детско- родительские отношения и повысить уровень доверия между родителями и детьми. Это значит, что если в будущем ребенок испытает на себе какое-то негативное воздействие со стороны злоумышленников в Интернете, например затравливание, навязчивое общение, или же он случайно зайдет на «плохой» сайт, то с большей вероятностью ребенок расскажет об этом взрослому, которому он доверяет.

Попустительское отношение родителей к вопросам использования компьютера, телевизора, планшета, мобильного телефона причиняет вред здоровью и развитию детей. Именно поэтому мы постоянно ищем новые формы взаимодействия с семьей и стараемся максимально обезопасить детей от возможных воздействий негативной информации. Важно, чтобы и родители и дети не попадали в зависимость от информационных технологий, а ценили живое эмоциональное человеческое общение и стремились к нему!

Памятка:

Информация для родителей

Для того чтобы обеспечить безопасность ребенка в Интернете:

Ø расскажите ему об опасностях, существующих в сети, и научите правильно выходить из неприятных ситуаций;

Ø повысьте уровень общей безопасности домашнего компьютера;

Ø установите внутрисемейные правила пользования Интернетом;

Ø следите за соотношением времени, которое ребенок проводит в Интернете, и остального свободного времени;

Ø научите ребенка уважать других пользователей Интернета. Основную опасность для ребенка в Интернете представляют:

Ø преступники и злоумышленники – используют преимущества анонимности для завязывания доверительных и дружеских отношений с детьми в социальных сетях, на форумах и по электронной почте;

Ø вредоносное программное обеспечение (вирусы, «черви», «троянские» программы могут нанести вред компьютеру и хранящимся в нем данным);

Ø азартные игры (некоторые игровые сайты могут содержать, в т. ч. и азартные игры, связанные с проигрыванием настоящих денег);

Ø интернет-мошенники – пытаются убедить детей ввести данные кредитных карт родителей или другую персональную информацию;

Ø раскрытие личных данных (дети публикуют сведения о месте проживания и контактную информацию, что может быть очень опасно)

 
Как обеспечить информационную безопасность воспитанников.docx (скачать)

Речевая среда в семье и ее влияние на развитие ребенка

19.11.2018

Речь — одна из линий развития ребенка. Благодаря родному языку малыш входит в наш мир, получает широкие возможности общения с другими людьми. Речь помогает понять друг друга, формирует взгляды и убеждения, а также оказывает огромную услугу в познании мира, в котором мы живем.

Речь, чудесный дар природы, не дается человеку от рождения. Должно пройти время, чтобы малыш начал говорить

Среди множества слагаемых успеха в жизни не последнее место имеет чёткая и ясная речь. Поэтому учить малыша говорить правильно надо начинать чуть ли не с пелёнок.

Залог успеха – это речевая среда, в которой он находится с момента рождения, оказывает большое влияние на формирование его речи. Развитие речи идёт постоянно, в течение всего дня, а если он насыщен событиями и впечатлениями, то он вдвойне стимулирует ребёнка к общению. Речевая среда это не только общение с ребёнком, а многие факторы, которые собраны воедино, которые положительно или отрицательно влияют на развитие ребёнка. Главную роль играет обогащённая или необогащённая среда.

Физическое, психическое и интеллектуальное воспитание ребенка начинается в раннем детстве. Все навыки приобретаются в семье, в том числе и навык правильной речи. Речь ребенка формируется на примере речи родных и близких ему людей: матери, отца, бабушки, дедушки, старших сестер и братьев. Бытует глубоко неправильное мнение о том, что звукопроизносительная сторона речи ребенка развивается самостоятельно, без специального воздействия и помощи взрослых, будто бы ребенок сам, постепенно овладевает правильным произношением

В действительности же невмешательство в процесс формирования детской речи почти всегда влечет за собой отставание в развитии. Речевые недостатки, закрепившись в детстве, с большим трудом преодолеваются в последующие годы. Очень важно, чтобы ребенок с раннего возраста слышал речь правильную, отчетливую, на примере которой формируется его собственная речь.

Родителям необходимо понимать, какое огромное значение для ребенка имеет речь взрослых, и как именно нужно разговаривать с маленькими детьми. Взрослые должны говорить правильно, не искажая слов, четко произнося каждый звук, не торопиться, не «съедать» слогов и окончаний слов.

Совершенно неуместна «подделка» под детский язык, которая нередко тормозит развитие речи. Если взрослые не следят за своей речью, то до уха ребенка многие слова долетают искаженно («смори» вместо «смотри», «не бежи» вместо «не беги», «ваще» вместо «вообще» и т.д.).

Особенно четко нужно произносить незнакомые, новые для ребенка и длинные слова. Обращаясь непосредственно к сыну или дочери, родители должны побуждать их отвечать, а они имеют возможность внимательно прислушиваться к вашей речи.

Родители должны приучить малыша смотреть прямо на говорящего, тогда он легче перенимает артикуляцию взрослых.

Неправильное произношение закрепляется в результате следующих причин:

1) Неправильная речь окружающих. Встречающиеся в ней некоторые из перечисленных недочетов поддерживаются в речи детей.

2) Недостаточный учет взрослыми тенденций ребенка к усвоению речи окружающих. Они не показывают в трудных случаях, как следует артикулировать данный звук, не поправляют ребенка, не вызывают его интереса к произношению. Предоставленный своим собственным силам, он не всегда удачно и вовремя преодолевает трудности произношения.

3) Непосильная для ребенка речевая нагрузка. Взрослые часто побуждают детей заучивать слишком обширный и трудный для них речевой материал. Нередко «усердные» родители форсируют изжитие возрастных особенностей речи настойчивыми исправлениями и требованием говорить правильно. В результате переутомления физиологических механизмов речи речевые неправильности еще более закрепляются и даже преумножаются. Кроме того, у ребенка тускнеет интерес к речи, к правильности ее, так как энергия его к изучению языка напряжена до тех пор, пока он видит перед собой нужное и необходимое, и падает, когда он чувствует, что от него требуется непосильное.

4) Неблагоприятная обстановка, среди которой живет ребенок в период развития своей речи: постоянный шум, крики, суета, оглушающие ребенка, утомляющие его и мешающие ему четко воспринимать речь окружающих.

Почти все личностные качества: вкусы, привычки, характер, темперамент закладываются у человека в детстве. И немалую роль в становлении личности играет речь.

Эмоциональное общение взрослого с ребенком является важнейшей предпосылкой становления вербальных (речевых) форм коммуникации. Для полноценного развития речи необходимо как общение со взрослыми, так и со сверстниками. За речью ребенка важно следить всегда и везде.

Для того чтобы процесс речевого развития протекал своевременно и правильно, необходимы определённые условия. В частности, ребёнок должен:

1. Быть психически и соматически здоровым;

2. Иметь нормальные умственные способности;

3. Иметь полноценный слух и зрение;

4. Обладать достаточной психической активностью;

5. Обладать потребностью в речевом общении;

6. Иметь полноценное речевое окружение.

Если родители часто общаются с ребёнком, играют с ним, читают сказки, разучивают стихотворения, то обычно речь малыша развивается своевременно и правильно. Для этого родителям рекомендуется соблюдать ряд правил:

1. Не старайтесь ускорить ход естественного речевого развития ребёнка, не перегружайте его речевыми занятиями;

2. В общении с ребёнком всегда следите за своей речью;

3. Не подстраивайтесь под лепет вашего малыша, говорите с ним не торопясь, чётко произносите звуки и слова;

4. Своевременно устраняйте недостатки речи ребёнка, но ни в коем случае не смейтесь над ним;

5. Не оставляйте вопросы детей без ответа, убедитесь, что ваш ответ понятен ребёнку

Занимаясь с ребенком, родители должны поддерживать хорошее, доброе настроение, набраться терпения и не раздражаться, далеко не все будет получаться с первого раза. Как можно чаще хвалите ребенка и радуйтесь с ним каждой, даже самой незначительной, удаче. Ваш доброжелательный настрой – залог успеха.

Всегда помните – благополучие малыша целиком и полностью зависит от родителей!

   

Рекомендации и советы родителям: как подготовить ребенка к школе

28.09.2018

Подготовка ребёнка к школе – это очень напряжённый и ответственный момент в жизни каждого родителя. Многие спрашивают, что именно необходимо сделать и какие шаги предпринять для адаптации детей к новым условиям в качестве ученика. Если объединить все советы родителям по подготовке детей к школе, то можно выделить три основных показателя.

Общее развитие

Первый показатель – это общее развитие ребёнка. К тому времени, как малыш сядет за парту, его общая подготовка должна иметь определённый уровень. Это касается в первую очередь интеллекта, памяти и внимания. Советы родителям по подготовке детей к школе 5-6 лет главным образом направлены на выявление имеющихся знаний у ребёнка и каких-либо представлений об окружающем мире, а также на его способностей производить действия в уме и мыслить.

Произвольное управлениеХочу такой сайт

Второй показатель – это произвольное управление собой и своими мыслями. У дошкольников очень яркое восприятие, отличная память и легко переключаемое внимание, но управлять всем этим в полной мере они не умеют. Запомнить что-то во всех деталях и надолго ребёнок может, если его это сильно заинтересовало, но сосредоточиться на том, что не вызывает у него какого-либо интереса, очень трудно.

Крайне важно выработать и заострить внимание на этом умении перед поступлением в школу. Советы родителям, как подготовить ребенка к школе, чётко указывают – он должен уметь делать не только то, что хочется, но и то, что надо, даже в тот момент, когда это совсем не интересно.

Мотивы

Третий показатель – это формирование мотивов у ребёнка, побуждающих его к обучению за партой. Здесь речь идёт не о естественном интересе, которым грешат все родители: общение со сверстниками, игры и прочее, а именно о глубокой мотивации, направляющей и являющейся причиной стремления к получению знаний в школе. Все эти три показателя крайне важны для начала успешного обучения ребёнка.

 

Факторы готовности к школе

Можно выделить несколько основных факторов, которые показывают степень готовности детей к школьному обучению:

* Физический. Есть определённые нормы физического развития дошкольников, которые обуславливаются такими показателями, как вес, рост, зрение, слух, моторика, мышечный тонус, нервная система и состояние здоровья в целом.

* Интеллектуальный фактор. Многие советы родителям по подготовке ребенка к школе рекомендуют делать упор именно на этот показатель, но здесь, главное, не переусердствовать и не отбить охоту у юного школьника учиться. Сюда можно отнести: общий кругозор ребёнка, словарный запас, уровень познания окружающего мира (мышление и логика).

* Социальный фактор. У детей к началу учебного процесса уже должна сформироваться личностная картина всего происходящего: социальная и нравственная позиция для общения со сверстниками и взрослыми людьми (Что такое «хорошо», а что такое «плохо»).

* Эмоциональный фактор. Учителя, давая советы родителям, как подготовить ребенка к школе, считают этот фактор сформированным, если школьник умеет ставить себе цели, намечать какие-то планы, принимать решения и прилагать усилия к их последующей реализации.

В общей совокупности все эти факторы и показывают степень готовности ребёнка к учебному процессу.

 

Критерии подготовленности

Кроме факторов, влияющих на будущий учебный процесс, можно выделить некоторые критерии подготовленности ребёнка:

* Физическое развитие и координация – готовность рук выполнять мелкие и разнообразные движения (владение ручкой, карандашом и кисточкой).

* Предпосылки к мотивации учиться – отношение к учёбе, как к важному и неотъемлемому жизненному процессу, интерес к занятиям.

* Поведение – возможность соблюдения школьного режима и простая организованность во время урока.

* Умственная деятельность – умение наблюдать за предметами и обозначать их качества, свойства и стороны наряду с логичностью и осмысленным запоминанием подаваемого материала.

* Самостоятельность – попытки находить разные пути достижения цели, способов решения той или иной проблемы и умение обходиться без посторонней помощи.

* Социум – советы родителям, как подготовить ребенка к школе, заключаются в развитии умений ребенка слушать учителей и товарищей, то есть работать в коллективе.

* Труд – знание того, что такое трудиться, и желание это делать не только для себя, но и для других, осознавая ответственность поручаемых задач.

* Умение ориентироваться – школьник должен иметь представление о времени и пространстве, единицах измерения (час, день, далеко, близко), а также способность воспринимать эти показатели.

Многие рекомендации родителям, как подготовить ребенка к школе, доказывают, что у детей уже в возрасте 6-7 лет начинают работать все органы познания. Именно в этот период формируется начальный объём знаний и навыков – развивается логическое мышление, воображение и память, что позволяет направлять внимание ребёнка в нужное русло: слушать, запоминать, анализировать и делать выводы.

 

Что должен уметь дошкольник?

Перед тем как сесть за парту, ребёнок должен овладеть некоторыми знаниями и умениями.

* Внимание. В течение 15-20 минут уметь выполнять поставленные задачи – сосредоточено и не отвлекаясь. Находить больше четырёх отличий у предметов, решать несложные примеры по образцу. Уметь копировать простые предметы – узоры или движения.

* Память. Читать по памяти детские стихи, запоминать шесть-семь картинок и повторять в точности озвученные предложения из двух-трёх строк.

* Мышление. Складывание паззлов и мозаик. Уметь объяснять явные несоответствия на картинках, находить «лишние» предметы среди предложенных, анализируя и объясняя свой выбор.

* Математика. Уметь соотносить число предметов с цифрами, считать в прямом и обратном порядке до десяти. Складывать и вычитать с помощью арифметических знаков. Иметь понятие о длине предметов, ориентироваться во времени.

* Речь. Уметь составлять рассказы по картинкам или из собственной жизни не менее чем на пять предложений. Правильно произносить звуки и разделять предложения на слова.

* Моторика. Владение карандашом, ручкой и кистью. Изображать на рисунке несколько предметов, объединённых общим сюжетом. Уметь раскрашивать, штриховать, не выходя за обведённые контуры. Знать о пропорциях предмета на рисунке (слон и мышь) и иметь минимальные навыки работы с тетрадями в клетку и линейку.

 

Как подготовить ребенка к школе – советы родителям

Для того чтобы ребёнок был подготовлен к учебному процессу и с радостью пошёл в первый класс, стоит обратить внимание на следующие рекомендации.

Не требуйте от ребёнка слишком многого. Нет смысла спрашивать обо всём и сразу. Помните, что ваши усилия в подготовке должны соответствовать общему уровню развития дошкольника, поэтому нет смысла обучать его каким-то дополнительным навыкам из старших классов.

Такие необходимые качества, как аккуратность, ответственность и прилежность никогда не формируются сразу – на это нужно время и усилия. Очень часто ребёнок нуждается в простой поддержке со стороны взрослого человека.

Дети всегда имеют право на ошибку – это свойственно всем людям без исключения. Очень важно, чтобы ребёнок не боялся ошибиться. Многие родители ругают детей за это, что приводит к понижению самооценки дошкольника и боязни сделать неправильный шаг. Если ребёнок допустил промах, на него просто нужно указать и предложить исправить. Обязательным условием в работе над ошибками является похвала. Даже за маленький успех или достижение детей необходимо вознаграждать поощрением.

Обратите внимание и при необходимости сбалансируйте питание ребёнка, режим дня, время отдыха и занятий. Подстройтесь под будущий ритм школы и постарайтесь его придерживаться.

   

 

Родителям о федеральном государственном образовательном стандарте

06.04.2019

Обучение и воспитание дошкольников осуществляются в соответствии с Программой дошкольного образования (далее — Программа). Законом об образовании в РФ определено, что дошкольное образование является одним из уровней общего образования и должно регламентироваться федеральным государственным образовательным стандартом. В этом году такой стандарт был разработан, обсужден общественностью и приказом Минобрнауки РФ от 17.10.2013 г. №1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (зарегистрировано в Минюсте РФ 14.11.2013 г., регистрационный № 30384) утвержден и вводится в действие с 1 января 2014 г.

Примечание. В соответствии с законом об образовании произошло изменение названиядошкольное образовательное учреждение теперь образовательная организация.

Зачем нужен стандарт?

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (далее — ФГОС ДО) создан впервые в российской истории.

ФГОС ДО – это совокупность обязательных требований к структуре Программы и ее объему, условиям реализации и результатам освоения Программы.

На основе стандарта разрабатываются сама Программа, вариативные примерные образовательные программы, нормативы финансового обеспечения реализации Программы и нормативы затрат на оказание государственной (муниципальной) услуги в сфере дошкольного образования. Кроме того, ФГОС ДО используется для оценки образовательной деятельности организации, формирования содержания подготовки педагогических работников, а также проведения их аттестации.

ФГОС ДО должен способствовать повышению социального статуса дошкольного образования, обеспечению равенства возможностей для каждого ребёнка в получении качественного дошкольного образования, и сохранению единства образовательного пространства Российской Федерации относительно уровня дошкольного образования.

ФГОС ДО разработан на основе Конституции Российской, Федерации и законодательства Российской Федерации с учётом Конвенции ООН о правах ребёнка. В нем учтены индивидуальные потребности ребенка, связанные с его жизненной ситуацией и состоянием здоровья, индивидуальные потребности отдельных категорий детей, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья.

ФГОС ДО обязателен к применению организациями, осуществляющими образовательную деятельность, индивидуальными предпринимателями (далее вместе — Организации, реализующими образовательную программу дошкольного образования, а также может использоваться родителями (законными представителями) при получении детьми дошкольного образования в форме семейного образования.

 

О требованиях к Программе:

ФГОС ДО определены требования к структуре, содержанию и объему Программы.

Так, определено, что Программа разрабатывается и утверждается Организацией самостоятельно. Организация сама определяет продолжительность пребывания детей, режим работы, предельную наполняемость групп. В разных группах могут реализовываться различные Программы с разной продолжительностью пребывания детей в течение суток, в том числе групп кратковременного пребывания детей, групп полного и продлённого дня, групп круглосуточного пребывания, групп детей разного возраста от двух месяцев до восьми лет, в том числе разновозрастных групп. Программа может реализовываться в течение всего времени пребывания детей в Организации.

Программа должна учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей. Её содержание должно обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывать следующие направления развития и образования детей (образовательные области):

- социально-коммуникативное развитие;

- познавательное развитие;

- речевое развитие;

- художественно-эстетическое развитие;

- физическое развитие.

Программа должна состоять из обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений (педагогами и родителями (законными представителями). Рекомендуемое соотношение соответственно: 60% и 40%.

Обязательная часть может разрабатываться самостоятельно или используется примерная программа.

Формируемая часть Программы может быть разработана самостоятельно или использованы программы, рекомендованные методическими разработками. При ее разработке должны быть учтены образовательные потребности, интересы и мотивы детей, членов их семей и педагогов.

Если планируется освоение Программы детьми с ограниченными возможностями здоровья, то в неё должно быть включено содержание коррекционной работы и/или инклюзивного образования.

О требованиях к условиям реализации Программы

Требования ФГОС ДО к условиям реализации Программы исходят из того, что эти условия должны обеспечивать полноценное развитие личности детей в сферах социально-коммуникативного, познавательного, речевого, художественно-эстетического и физического развития личности детей на фоне их эмоционального благополучия и положительного отношения к миру, к себе и к другим людям.

Исходя из этого, сформулированы требования к развивающей предметно-пространственной среде, психолого-педагогическим, кадровым, материально-техническим условиям реализации программы дошкольного образования.

Среди требований к психолого-педагогическим условиям такие, как требования уважения к человеческому достоинству детей, использования в образовательной деятельности форм и методов работы с детьми, соответствующих их возрастным и индивидуальным особенностям, построение образовательной деятельности на основе взаимодействия взрослых с детьми, поддержка инициативы и самостоятельности детей, защита детей от всех форм физического и психического насилия, поддержка родителей (законных представителей) в воспитании детей, охране и укреплении их здоровья, вовлечение семей непосредственно в образовательную деятельность.

Психологическая диагностика развития детей (выявление и изучение индивидуально-психологических особенностей детей) должна проводиться квалифицированными специалистами (педагоги-психологи, психологи) и только с согласия их родителей (законных представителей).

Для получения без дискриминации качественного образования детьми с ограниченными возможностями здоровья должны быть созданы необходимые условия для диагностики и коррекции нарушений развития и социальной адаптации, оказания ранней коррекционной помощи.

Для коррекционной работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья, осваивающими Программу совместно с другими детьми в группах комбинированной направленности, должны создаваться условия в соответствии с перечнем и планом реализации индивидуально ориентированных коррекционных мероприятий, обеспечивающих удовлетворение особых образовательных потребностей детей с ограниченными возможностями здоровья.

При создании условий для работы с детьми-инвалидами, осваивающими Программу, должна учитываться индивидуальная программа реабилитации ребенка-инвалида.

Максимально допустимый объем образовательной нагрузки должен соответствовать санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций», утвержденным постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 г. N 26 (зарегистрировано Министерством юстиции Российской Федерации 29 мая 2013 г., регистрационный N 28564).

Требования к развивающей предметно-пространственной среде исходят из того, что она должна обеспечивать реализацию различных образовательных программ, в т. ч. и при организации инклюзивного образования, с учетом национально-культурных, климатических условий и возрастных особенностей детей. Развивающая предметно-пространственная среда должна быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной.

Требования к кадровому составу (руководящим, педагогическим, административно-хозяйственными работниками, учебно-вспомогательному персоналу) — соответствовать действующим квалификационным характеристикам, а к педагогическим работникам, реализующим Программу, еще и обладать основными компетенциями, необходимыми для обеспечения развития детей.

В реализации Программы могут также участвовать научные и иные работники Организации. Для каждой группы детей с ограниченными возможностями здоровья могут быть привлечены дополнительные педагогические работники, имеющие соответствующую квалификацию.

Требования к материально-техническим условиям – оборудование, оснащение (предметы, оснащенность помещений, учебно-методический комплект должны отвечать требованиям СанПиН, правилами пожарной безопасности, требованиям к средствам обучения и воспитания, к материально-техническому обеспечению Программы.

Требования к финансовым условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования заключаются в том, что финансовое обеспечение государственных, муниципальных и частных организаций должно обеспечивать возможность выполнения требований ФГОС ДО как в обязательной части Программы, так и в части, формируемой участниками образовательного процесса. Норматив финансового обеспечения, определяемый органами государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с ФГОС ДО, должен быть достаточным и необходимыми для осуществления Организацией образовательной деятельности в соответствии с Программой.

О требованиях к результатам освоения Программы

Требования ФГОС ДО к результатам освоения Программы представлены в виде целевых ориентиров (возможных достижений ребёнка) дошкольного образования:

- целевые ориентиры образования в младенческом и раннем возрасте;

- целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования.

При соблюдении требований к условиям реализации Программы целевые ориентиры предполагают формирование у детей дошкольного возраста предпосылок к учебной деятельности на этапе завершения ими дошкольного образования.

В то же время целевые ориентиры не предусматривают требования от ребёнка дошкольного возраста конкретных образовательных достижений, не подлежат непосредственной оценке, в том числе в виде педагогической диагностики (мониторинга). Освоение Программы не сопровождается проведением промежуточных аттестаций и итоговой аттестацией воспитанников.

Целевые ориентиры не могут являться основанием для принятия управленческого решения при аттестации педагогических кадров; при оценке качества образования; итогового, и промежуточного уровня развития детей, в том числе в рамках мониторинга, при оценке выполнения муниципального (государственного) задания посредством их включения в показатели качества выполнения задания; при распределении стимулирующего фонда оплаты труда работников Организации.

О требованиях к работе с родителями

В ФГОС ДО сформулированы и требования по взаимодействию Организации с родителями.

Подчеркнуто, что одним из принципов дошкольного образования является сотрудничество Организации с семьёй, а ФГОС ДО является основой для оказания помощи родителям (законным представителям) в воспитании детей, охране и укреплении их физического и психического здоровья, в развитии индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений их развития.

Одним из принципов построения ФГОС ДО является личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых (родителей (законных представителей, педагогических и иных работников Организации) и детей.

Среди задач, решаемых ФГОС ДО, – объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, Общества.

Одним из требований к психолого-педагогическим условиям является требование обеспечения психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.

Родители (законные представители) должны принимать участие в разработке части образовательной Программы Организации, формируемой участниками образовательных отношений с учётом образовательных потребностей, интересов и мотивов детей, членов их семей и педагогов.

В соответствии с ФГОС ДО Организация обязана:

-информировать родителей (законных представителей) и общественность относительно целей дошкольного образования, общих для всего образовательного пространства Российской Федерации, а также о Программе, и не только семье, но и всем заинтересованным лицам, вовлечённым в образовательную деятельность;

- обеспечить открытость дошкольного образования;

- создавать условия для участия родителей (законных представителей) в образовательной деятельности;

- поддерживать родителей (законных представителей) в воспитании детей, охране и укреплении их здоровья;

- обеспечить вовлечение семей непосредственно в образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьёй на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи;

- создавать условия для взрослых по поиску, использованию материалов, обеспечивающих реализацию Программы, в том числе в информационной среде, а также для обсуждения с родителями (законными представителями) детей вопросов, связанных с реализацией Программы.

 
Родителям о стандарте дошкольного образования.docx (скачать)
Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».