Основная образовательная Программа дошкольного образования
Программа
разработана с учѐтом ФГОС дошкольного образования, особенностей образовательного
учреждения, региона, индивидуальных особенностей воспитанников.
Программа:
- обеспечивает
разностороннее развитие детей с учетом их возрастных и индивидуальных
особенностей по основным направлениям – физическому, социально-
коммуникативному, познавательному, речевому и художественно-эстетическому;
- представляет
собой модель процесса воспитания и обучения детей, охватывающую все основные
моменты их жизнедеятельности с учетом приоритетности видов детской деятельности
в каждом возрастном периоде.
Нормативно-правовой базой для разработки
Программы является:
·
Федеральный
закон № 273-ФЗ от 29 декабря 2012 г. «Об образовании в Российской Федерации»
Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.10.13 г., № 1155 «Об
утверждении
·
Федерального
государственного образовательного стандарта дошкольного образования дошкольного
образования» Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и
организации
·
режима
работы дошкольных образовательных организаций» (Утверждены постановлением
Главного государственного санитарного врача Российской от 15 мая 2013 года № 26
«Об утверждении СанПиН» 2.4.3049-13)
·
Распоряжение
Комитета по образованию N1236-р от 25.03.2014 «Об утверждении Плана мероприятий
("дорожной карты") по обеспечению введению Федерального
государственного образовательного стандарта дошкольного образования в Санкт-
Петербурге» Приказ Минобразования и науки РФ от 30.08. 2013 г. № 1014 «Порядок
организации и осуществления образовательной деятельности по основным
общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного
образования».
Цель реализации
основной образовательной программы сформулирована в ст. 64 ФЗ «Об образовании в
РФ» - это предназначение дошкольного образования, которое направлено на:
формирование
общей культуры;
развитие физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств;
формирование предпосылок учебной деятельности, сохранение и укрепление здоровья
детей дошкольного возраста;
разностороннее
развитие детей дошкольного возраста с учетом их возрастных и индивидуальных
особенностей, в том числе достижение детьми дошкольного возраста уровня
развития, необходимого и достаточного для успешного освоения ими
образовательных
программ начального общего образования, на основе индивидуального подхода к
детям дошкольного возраста и специфичных для детей дошкольного возраста видов
деятельности.
Достижение
поставленных целей предусматривает решение следующих задач:
- охрана
и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их
эмоционального благополучия;
- обеспечение
равных возможностей полноценного развития каждого ребѐнка в период дошкольного
детства независимо от места проживания, пола, нации, языка, социального
статуса, психофизиологических особенностей (в том числе ограниченных
возможностей здоровья);
- обеспечение
преемственности основных образовательных программ дошкольного и начального
общего образования;
- создание
благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и
индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого
потенциала каждого ребѐнка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми,
взрослыми и миром;
- объединение
обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе
духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и
норм поведения в интересах человека, семьи, общества;
- формирование
общей культуры личности воспитанников, развитие их социальных, нравственных,
эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности,самостоятельности и ответственности ребѐнка, формирования предпосылок учебной
деятельности;
- обеспечение
вариативности и разнообразия содержания образовательных программ и
организационных форм уровня дошкольного образования, возможности
формирования образовательных программ различной направленности с учѐтом образовательных
потребностей и способностей воспитанников;
- формирование
социокультурной среды, соответствующей возрастным,
индивидуальным,
психологическим и физиологическим особенностям детей;
- обеспечение
психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей в
вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей;
- определение
направлений для систематического межведомственного взаимодействия,а также
взаимодействия педагогических и общественных объединений (в том числе
сетевого).
Общеобразовательная
программа сформирована в соответствии с принципами и подходами, определѐнными Федеральными государственными образовательными стандартами:
- поддержки
разнообразия детства;
- сохранения
уникальности и самоценности дошкольного детства как важного этапа в общем
развитии человека;
- полноценное
проживание ребѐнком всех этапов детства (младенческого, раннего и
дошкольного возраста), обогащения (амплификации) детского развития;
индивидуализацию дошкольного образования (в том числе одарѐнных детей и детей с ограниченными
возможностями здоровья);
содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным
участником (субъектом) образовательных отношений;
- поддержку
инициативы детей в различных видах деятельности;
- партнерство
с семьей;
- приобщение
детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;
- формирование
познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;
- возрастную
адекватность (соответствия условий, требований, методов возрасту и особенностям развития);
- учѐт
этнокультурной ситуации развития детей;
- обеспечение
преемственности дошкольного общего и начального общего образования.
Содержание
Программы обеспечивает развитие личности, мотивации и способностей детей в
различных видах деятельности и охватывает следующие структурные единицы,
представляющие определенные направления развития и образования детей:
- социально-коммуникативное развитие;
- познавательное развитие;
- речевое развитие;
- художественно-эстетическое развитие;
- физическое развитие.
Модель
организации воспитательно - образовательного процесса:
1. Совместная
деятельность взрослого и детей: непосредственно образовательная деятельность;
образовательная деятельность в ходе режимных моментов.
2. Самостоятельная
деятельность детей.
3. Взаимодействие
с семьей, социальными партнерами.
Цели
и задачи программы реализуются в различных видах
детской деятельности:
- игровая,
- коммуникативная
(общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками),
-познавательно-исследовательская
(исследования объектов окружающего мира и экспериментирования с ними),
- восприятие
художественной литературы и фольклора,
- самообслуживание
и элементарный бытовой труд (в помещении и на улице),
- конструирование
из разного материала, включая конструкторы, модули, бумагу, природный и
иной материал,
- изобразительная
(рисование, лепка, аппликация),
- музыкальная
(восприятие и понимание смысла музыкальных произведений, пение,
музыкально-ритмические движения, игры на детских музыкальных инструментах);
- двигательная
(овладение основными движениями) формы активности ребенка.